Форумы
 
Время работы магазинов
 

 

Аквариум: зоопарк или шедевр?

В конце XIX века англичанин Филипп Госсе предложил слово аквариум, которым обозначил "специальный сосуд с водой, с прозрачными стенками, предназначенный для содержания водных животных и растений".

В 1850 году Госсе организовал первую выставку морских аквариумов в Лондонском зоопарке. Через два года эта выставка превратилась в постоянный Лондонский аквариум. Госсе считал аквариум наилучшим способом распространения биологических знаний среди населения.

Европа (и Россия вслед на ней), где акваримистика началась сравнительно недавно, меньше 200лет назад – шла по пути натуралистического любопытства.

То есть, развитие аквариумистики происходило от желания понаблюдать за загадочными существами, обычно скрытых от глаз под толщей воды. Брали рыбу из природы, помещали ее в стеклянный сосуд и дивились – каких только тварей Божьих нет на свете…

История. Париж, 1867 год. Всемирная выставка. Экспозиция аквариумов имеет большой успех.

1869 год. Француз Пьер КАРБОНЕ впервые сумел добиться нереста макроподов и вырастить их потомство в условиях аквариума.


Макропод


Макропод

Это событие, как одно из важнейших в истории развития аквариумистики, было зафиксировано и дошло до наших дней.

Ни одного упоминания о первых аквариумах в России или Европе как об украшении интерьера, я не встречала. Аквариум всегда был чем-то вроде маленького домашнего зоопарка.

Что-то похожее наблюдаем мы и в наши дни. После того как пресноводный аквариум был изучен вдоль и поперёк – к нему в европейском мире (Европа, Россия, Америка) начал угасать интерес, и буйным цветом расцвела морская аквариумистика. Аквариумисты потащили - опять же из природы! - в свои стеклянные сосуды еще более удивительных тварей; теперь это морские животные, беспозвоночные и рыбы… Но твари эти оказались очень нежными, и быстро гибли от малейших колебаний параметров воды. И тогда началось бурное развитие аквариумного оборудования.

Что будет, когда современная электроника и техника обеспечит любому любителю спокойный и беспроблемный рост акропор в домашнем аквариуме? Так же, как сейчас макроподы нерестятся у школьника в 20-литровом аквариуме, и никого это не удивляет…

Что будет, когда в каждом городке мира океанариум будет таким же естественным заведением, как цирк-шапито?

Океанариум. Сингапур.
Океанариум. Сингапур.
Океанариум. Брест, Франция
Океанариум. Брест, Франция

Если первый аквариум, в смысле стеклянный сосуд, был придуман англичанином, то первая «аквариумная рыбка» была придумана за тысячу лет до нашей эры древними китайцами. Золотые рыбки, в результате селекции полученные из карася, своей странной округлой формой тела и широким, двойным вуалевым хвостом обязаны в первую очередь эстетическим потребностям древних китайцев. Стекла они не знали, и содержали рыб в фарфоровых вазах, так что обзор открыт был только сверху. А какая красота в обычной рыбке сверху? Она в процессе эволюции приспособилась быть незаметной, мало узнаваемой сверху, чтобы не становиться легкой добычей птиц…

И китайцы решили эту проблему – создали таких «неприродных» рыб, отвечающих представлениям о красоте того времени…

Золотая рыбка, выставочный экземпляр

Выставочный экземпляр. Фото с выставки АкваРама, Сингапур, 2005г

Не берусь судить – какой подход более извращенный – взять дикое животное из природы, поместить его в тесную стеклянную емкость, постараться обеспечить ему какие-никакие условия и наблюдать и любоваться. Или вывести нечто свое, подчинив физиологию живого существа человеческим вкусам, для красоты и созерцания…

Если проводить аналогию – в «европейском варианте» люди пытаются держать в неволе волка… В «китайском» – выводят пекинеса. Волку никакой, даже самый продвинутый зоопарк не обеспечит условий, равных природным. Пекинес не проживет и нескольких дней в дикой природе, и его форма и повадки вряд ли смогут помочь «распространению биологических знаний среди населения».

Разные роли у аквариума и сегодня.
Европейская мечта – это огромный рифовый аквариум, насыщенный разнообразными животными, каждое их которых выставлено как на витрину.

Рифовый аквариум, Интерзоо-2005

Рифовый аквариум на стенде АкваМедик на выставке Интерзоо-2006, Нюрнберг, Германия

Главная радость для обладателя такого аквариума – это здоровье и рост его обитателей. Большинство рифовых аквариумов, даже самых лучших и образцовых, лишены какого-либо намека на композицию, цветовое равновесие или нюансы перспективы… В большинстве своем – это тщательная экспозиция элементов, в данном случае – живых. Каждое животное настолько великолепно само по себе, что такой аквариум похож на ювелирную выставку, где можно с восторгом рассматривать каждый элемент, и не воспринимать витрину как целостный самодостаточный объект. Редко когда в рифовых аквариумах можно увидеть вдохновенную работу дизайнера, художника, такие аквариумы служит другим целям и задачам.

Рифовый аквариум, выставка АкваРама 2005 Рифовый аквариум, выставка АкваРама 2005

Даже на конкурсе рифовых аквариумов на Сингапурской выставке АкваРама в 2005 году большинство рифов представляли собой абстрактные цветные палитры.

Другой взгляд на аквариум - это создание картин живыми красками. Вдохновителем и основоположником этого искусства явился японский фотохудожник и аквадизайнер Такаси Амано.


 

Маэстро Такаси Амано проводит мастер-класс на выставке Интерзоо-2004 (Нюрнберг, Германия)

Амано принадлежит идея так называемого «Nature aquarium»(в дословном переводе – природный или натуральный аквариум, хотя, на мой взгляд, это название не совсем соответствует сути явления.). Другой термин, входящий в привычный обиход – акваскейп, то есть водный пейзаж, или аквариум-пейзаж.

акваскейп акваскейп

C 2001 года в Японии проходит конкурс The International Aquatic Plants Layout Contest (IAPLC). Аквариумисты со всего мира присылают на суд строго жюри, в состав которого входит и господин Амано, фото своих растительных аквариумов. На фото – 1 и 2-е места 2005 года.

С помощью аквариумных растений создаются многоплановые, композиционно выверенные картины, строящиеся по принципу привычных взгляду человека «красивых видов» - чаще всего – это пейзажи, с прорисованными классическими объектами: (1) земля, (2) объекты между небом и землей, (3) небо, или выразительные элементы типа «пень в лесу».

Но практически ничего общего с подводными картинами, имитацией дна рек-прудов это не имеет.

Вот так это выглядит в природе  

Вот так это выглядит в природе, вряд ли стоит с точностью копировать это в аквариуме, не правда ли?

Акваскeйпинг - это принципиально другой подход к аквариуму, когда во главу угла ставится не наблюдение за водными обитателями в максимально приближенных к естественным условиях, а эстетика и адаптированность картинки к восприятию человеком. С одной стороны, для роста и здорового вида «живых красок», создаются замечательные условия, освещенность, фильтрация, водоподготовка, подача СО2… С другой – ничего натурального в содержании растений не происходит - ричия поргужена на дно, длинностебельчатым растениям никто не даст выйти на поверхность, зацвести и естественным образом отгнить, удобряя грунт для своих же семян, а рост и распространение их по территории аквариума ограничен строгими видением художника своей композиции…

Оформление Такаси Амано

Какой же подход ближе Вам? Чем аквариум является для Вас – домашним зоопарком или картиной, написанной живыми красками?

Эльвира Станкевич, арт-директор салона Аква Лого 
© 2008 - Аква Лого,
www.aqualogo.ru

Социальные сети