Форумы
 
Время работы магазинов
 

 

 О чём речь?

Океанариум (или Океанарий) - согласно современным толковым и энциклопедическим словарям (Большой Энциклопедический Словарь, Толковый словарь русского языка, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000…),– это бассейн с морской водой для содержания морских животных, в том числе рыб, в целях наблюдения и изучения.


Кормление рыб в публичном аквариуме Морского Парка Коралловый Мир Эйлата (Coral World Eilat – Эйлат, Израиль)
(фото Сергея Суллы)

Дельфинарий - частный случай океанариума. Его определяют как "комплекс сооружений с бассейном для содержания дельфинов с целью их изучения, дрессировки и демонстрации".

Аквариум – не только сосуд для содержания водных животных и растений, но и "учреждение, где содержатся представители водной фауны с целью их изучения и демонстрации". То же значение имеет и словосочетание Публичный аквариум. Большие морские аквариумы чаще называются океанариумами.

За рубежом термин Oceanarium используется довольно редко. Гораздо чаще упоминают Public aquarium. А в названиях конкретных учреждений обычно присутствует слово “Aquarium” или его аналоги из других языков (“J.L. Scott Marine Education Sentre & Aquarium”, “Jardin Acuario de Merida”, “Shedd Aquarium”, “Kankaria Aquarium”). Часто используют имена собственные конкретных учреждений (“Kattegatcentret”, “Kebun Binatang Surabaya”) и их сетей (“SeaWorld”, “Marine World”, “SeaLife”…).

В русскоязычной практике к публичным аквариумам (или просто аквариумам) обычно относят постоянно действующие экспозиции, в которых демонстрируются, прежде всего, живые морские и/или пресноводные рыбы и беспозвоночные животные. А к океанариумам – те, в которых основной упор сделан на представления с дрессированными морскими млекопитающими, либо эта деятельность сочетается с вышеназванными функциями публичного аквариума. Океанариумы, специализирующиеся в основном на содержании дельфинов называют дельфинариями. Кроме того, особо крупные публичные аквариумы у нас также принято называть океанариумами.

Впрочем, действительность плохо укладывается в жёсткие рамки терминологии. Как уравнять маленький, скромно оформленный «Аквариум Красного моря» (“Red Sea Aquarium” - Хургада, Египет) и роскошный Аквариум залива Монтерей (“Monterey Bay Aquarium” - США, Калифорния)? К какой категории отнести огромный парк «Калифорнийский Мир моря» (“SeaWorld of California” – Сан-Диего, США), включающий несколько крупных аквариальных комплексов, отдельные бассейны для шоу с касатками, дельфинами и иными животными, многочисленные аттракционы и многое другое? Да и как поспеть за стремительным развитием этой отрасли великому и могучему нашему языку, если сама Россия, кажется, безнадежно отстала и только начинает догонять другие страны. Но мы все-таки попробуем разобраться...

 Зачем это нужно?

Вода. Колыбель жизни, и в тоже время – чужой мир, иная среда, другая планета, где всё не так. Она манит нас неизъяснимо. Попытка познать обитателей вод, изымая их из родной среды, не красит ни нас, ни их. Трудно достичь глубокого понимания, имея дело лишь с трупами и мумиями. Особенно людям, не обремененным специальными знаниями.

С тех пор как Александр Македонский медитировал в новоизобретенном водолазном колоколе, пытаясь наладить отношения с морскими богами, человечество изобрело множество способов личного ознакомления широких масс отдыхающих трудящихся с «миром безмолвия».

Подводное путешествие Александра Македонского в представлении средневековых художников Подводное путешествие Александра Македонского в представлении средневековых художников

Подводное путешествие Александра Македонского в представлении средневековых художников
(фото Интернет-сайта
Johan J. Heiszwolf)

Наиболее тесное общение, казалось бы, достигается при нырянии с маской и трубкой и, особенно, при погружении с аквалангом или ему подобным железом. Однако следует признать, что этот милый сердцу автора способ имеет не только финансовые и медико-физиологические ограничения.

К сожалению, сознанию «погруженного в воду тела» бывает очень тяжело вырвать ресурсы, необходимые для адекватного восприятия окружившего его мира, у подсознания, мертвой хваткой вцепившегося зубами в загубник. Поверьте старому водолазу - даже богатый опыт, профессиональные навыки, удобное надежное снаряжение и тёплые прозрачные воды тропиков не позволяют подавляющему большинству подводников довести «остроту зрения» до надводного уровня.

Значит надо изъять наблюдателя из водной среды. Совсем другое дело, когда можно спокойно наблюдать за водными обитателями сквозь большое стекло. И мы, и они остаемся в родном привычном мире. Ничто не мешает восприятию и пониманию...

© Андрей Телегин, 2005
© ЗАО "Аква Лого", 2005

Обсудить на форуме >>

Морской каталог
Социальные сети
Рейтинг@Mail.ru