Повышение престижа
Хрестоматийным стал пример великолепного Национального аквариума Балтимора (“National Aquarium in Baltimore”), построенного в 1981 г. и превратившего заштатный городок Балтимор (штат Мэриленд, США) в знаменитый туристический центр.
Наличие подобных объектов, безусловно, является вопросом престижа для региональных и местных властей. При правильной организации дела, крупный публичный аквариум может послужить яркой деталью в облике административного центра, привлечь туристов и внимание прессы. С другой стороны, высокая стоимость, может стать поводом для упреков. На сегодняшний день в России, участие в финансировании таких проектов может себе позволить только властная структура, уверенная в своей силе.
На наш взгляд, федеральные власти также должны быть заинтересованы в создании крупных океанариумов и публичных аквариумов на территории России, как великой морской державы. Наше отставание в этом вопросе от всех развитых и многих развивающихся стран носит просто вопиющий и неприличный характер. |
Финансирование
Создание и эксплуатация крупных аквариумов и океанариумов требуют достаточно больших затрат. Чисто коммерческая самоокупаемость встречается в этой отрасли не так уж часто (кроме аквапарков). Из семи осмотренных автором в 1997 г. аквариумов Калифорнии (США), только один оказался чисто коммерческим. Причем, дальнейшая судьба его оказалось нелегкой – менялись хозяева, бранила пресса.
Чаще всего, существенные средства для их строительства и эксплуатации привлекаются через благотворительные фонды и региональные бюджеты под «образование», «науку» и «престиж». Надо сказать, что, как правило, аквариумы и океанариумы действительно честно и эффективно, отрабатывают эти деньги.
Подавляющее большинство океанариумов и аквариумов активно «подрабатывают», занимаясь, казалось бы не вполне профильной деятельностью. Продажа сувениров с соответствующей символикой, организация платных мероприятий (например – званный ужин для большой группы гостей в зале, перед стеной гигантского аквариума), аттракционы и прочая коммерческая деятельность, могут окупать существенную часть затрат на содержание экспозиции.
Практически всегда, в состав комплекса океанариума или публичного аквариума входит сувенирный магазинчик (иногда, не один). Ассортимент товаров может быть очень разнообразен. Главное, чтобы, размещенная на них символика прямо или косвенно соответствовала данному объекту – одежда, посуда, игрушки, ювелирные изделия... Кроме того, здесь торгуют книгами и буклетами, посвященными этому публичному аквариуму, аквариумистке, биологии моря и пр., а также видео, CD-дисками и кассетами (например, с записями «голосов океана»), компьютерными и настольными играми...
Часто на территории комплекса или рядом размещают кафе и рестораны, дизайн интерьеров которых и кухня также тематически связаны с основной экспозицией.
Не всегда деятельность публичных аквариумов бывает успешной. Например, по финансовым причинам были закрыты Аквариум штата Мэн (“Maine Aquarium” – США), парк Тихоокеанская «Мореландия» (“Marineland of the Pacific” – полуостров Палос Вердес в южной Калифорнии, США). Во Франции закрылось несколько аквариумов, ранее находившихся под управлением сети “Groupe Durand-Allize”. Впрочем, такие ситуации возникают не часто.
Многие океанариумы, аквариумы и другие подобные объекты, объединены в коммерческие сети - Coral World International Ltd. (CWI), Blue Reef Aquarium, Groupe Durand-Allize (обанкротилась), GRUPO ASPRO OSIO, Sea Life, SeaQuarium Ltd., SeaWorld, Six Flags, Inc., Tropicarium, U.S. Aquarium Team, Inc., Underwater Fantasy… Такие сети имеют разные масштабы и специализацию, действуют с разной степенью успешности, иногда довольно жестко конкурируют между собой.
В России и странах ближнего зарубежья на сегодняшний день основными возможностями для развития подобных проектов, на наш взгляд являются:- бюджетное финансирование «престижа» и «образования»- включение в состав торгово-развлекательных комплексов |