Форумы
 
Супермаркеты «Аква Лого» продолжают работать ежедневно c 11:00 до 17:00.
Время работы магазинов
 

 

© 2008 - Эльвира Станкевич, арт-директор салона Аква Лого,
 член жюри конкурса

© 2008 - фотографии - Сергей Светличный
© 2008 - Аква Лого, www.aqualogo.ru

19-22 ноября 2008 года в Ленэкспо, в рамках международной выставки товаров и услуг для животных "Зоосфера 2008", состоялся конкурс аквариумного дизайна.

Моя профессиональная деятельность на ниве аквариумистики вот уже 13 лет посвящена продвижению той, казалось бы, простой идеи, что для успешной продажи аквариумных товаров и услуг необходимо серьёзно развивать уровень оформления аквариумов . Поэтому, когда меня любезно пригласили в состав жюри конкурса, я с удовольствием согласилась. Однако я не питала никаких иллюзий относительно того, что на конкурсе увижу какой-то новый уровень, увижу работы, которыми можно вдохновляться и которым хотелось бы подражать. Каково же было моё приятное удивление, когда я поняла, что ошибалась.

Наблюдение вживую одновременно нескольких эталонных оформлений дало мне огромный заряд положительных эмоций. За это хочу сказать огромное спасибо всем авторам, участникам. Также хотелось бы выразить благодарность организаторам и спонсорам за великолепную организацию. На моей памяти подобного яркого, интересного и красивого конкурса в России ещё не проводилось.

На протяжении всего конкурса я с трудом сдерживала себя от того, чтобы заранее, до выставления оценок, давать какие-то личные комментарии или, не дай бог, что-то подсказывать. Но теперь, когда все призы розданы, думаю, небесполезно будет опубликовать своё личное виденье каждой конкурсной работы. Естественно, оно может не совпадать с мнением других членов уважаемого жюри. Но пусть хотя бы один взгляд из судейской ложи станет понятным и открытым для участников и зрителей.

Итак, 10 авторов, 10 композиций, один представитель жюри...

1. Сергей Миронович - «Восхождение»
Сергей Миронович - «Восхождение»Автор назвал свою композицию «Восхождение». И действительно, легко представить себя идущим вверх по тропинке… Никитского ботанического сада в Ялте. Не хватает только мраморной Галатеи в зарослях… А ведь была, наверное, задумка вызвать ассоциации с горами, преодолением, утомительным подъемом и созерцанием скал и горных кустарников. Тут надо бы определиться: создаем мы выставочный аквариум – на 3-4 дня, или же предполагаем, что мох разрастется, вылезет на передний план, выпустит вперед ассиметричные языки, сделав тем самым картинку более похожей на дикий пейзаж. Но, даже представив себе этот аквариум через пару-тройку недель, я не могу отделаться от  впечатления искусственности ярко-белого однотонного грунта и выраженной геометричности неестественного порядка. Через месяц этот подстриженный парк превратится в запущенный сад, но на горную тропу так и не станет похож.  Из явных преимуществ этого аквариума я бы отметила удачный подбор рыб, сочетание радужной расцветки гуппи и камней. Также, хорошо выражен и правильно размещен центр композиции.

2.  Владислав Щербицкий - «Оазис в Колорадо»
Владислав Щербицкий - «Оазис в Колорадо»К середине пятницы, когда я начала оценивать конкурсные работы, в этом аквариуме еще не было растений. Стилистика была абсолютно понятна и выражена: озеро Малави. Аквариум явно отличался на фоне остальных травяных банок, был очень индивидуальным, и находил своих поклонников: я наблюдала как  несколько шариков «зрительских симпатий»  упало в урну для голосования - ведь лаконичный каменистый стиль оформления аквариумов довольно популярен и востребован у потребителей. Вызывали вопросы только сухопутные растения на пленочном фоне. По композиции я отметила в своем блокноте спорное решение с грунтом (автор зачем-то применил тут вывернутую тональную перспективу, разместив белый, более яркий грунт у заднего стекла) и немного разваливающуюся форму групп слоистых камней… А дойдя до конца и вернувшись через час, я с удивлением обнаружила аквариум, густо засаженный крупными анубиасами и эхинодорусами… Условием конкурса было использование живых растений, и  эту задачу автор выполнил. Но, на мой взгляд, сделать это можно было гораздо более деликатно, не нарушая идеи, используя, к примеру, более мелкий анубиас нана… Плюсы: аквариум выглядит вполне жизнеспособным и простым в содержании.

3. Роман Злобин - «Майское настроение»
Роман Злобин - «Майское настроение»Здесь есть та же проблема, что в первом аквариуме, но с точностью до наоборот. Видимо в будущем организаторам конкурса нужно четко указывать, оцениваем мы аквариум лишь  в момент его пребывания на выставке, или же имеем ввиду его дальнейшую жизнь. Насколько правомерно использовать верхушки длинностебельчатой альтернантеры в качестве почвопокровного растения? Этот аквариум сделан практически без шансов на долгое существование, или автор знает какое-то ноу-хау? Примеры есть – уже  давно плавающая риччия применяется в качестве почвопокровного коврика… Возможно, при специфических условиях (мощный свет, постоянное перечеренковывание), можно удержать и альтернантеру в этом состоянии… Только не понятно, насколько это целесообразно? Ведь есть гораздо более технологически-простые приемы, делающие композицию выразительной и приятной для глаз. Один из самых азбучных таких приемов – это правило контраста. Яркие, ключевые детали нужно показывать на приглушенном, размытом фоне. Самым запоминающимся, притягивающим взгляд элементом будет тот, который наиболее контрастен по отношению к другим. Что же мы видим в этой работе? Я случайно услышала в буфете обсуждение конкурсных аквариумов не специалистами, не аквариумистами и не дизайнерами. Одна девушка сказала: «Там есть такой аквариум с пестрым грунтом, как будто перец с солью...» Ей не запомнилось больше ничего в этой банке, так как слишком яркий грунт оттягивал на себя все внимание. Особенно нужно учесть, что  фото сделано строго фронтально, а зритель наблюдает аквариум немного сверху, и освещенный грунт занимает в его поле зрения гораздо большее пятно. В итоге – аквариум с грунтом. А не с растениями. И даже красные дорожки спорной альтернантеры и пятно нимфеи не спасают ситуацию. Думаю, если бы автор использовал более спокойный, однотонный грунт, аквариум казался бы гораздо  выразительней. Плюсы: в верхних двух третях аквариум выглядел очень живым, суетящиеся и заметные рыбы вполне оправдывали название, вызывали ассоциацию с мотыльками-пчелками на майском лугу. Может, нужно было наблюдать его, лежа на полу, ведь с такой точки грунт мы бы почти не видели? ;-)

4. Алексей Гилев - «Где-то в Амазонии»
Алексей Гилев - «Где-то в Амазонии»Этот аквариум привлекал внимание публики. В зоопарке перед вольером, например,  с жирафами тоже собирается толпа. И никто не обращает внимание на то, что находится в клетке, соответствует ли обстановка среде обитания животного.  Это можно отметить как положительный момент: автор представил публике выдающихся дискусов, привлек к ним основное внимание зрителя, что позволило завуалировать недочеты в композиции.  Я увидела здесь две хрестоматийные ошибки – нарушение целостности композиции и нарушение масштаба, соразмерности. Аквариум явно распадается на две половинки, практически никак не соединенные между собой ни линиями, ни общими деталями. А все декорации кажутся уменьшенными по сравнению с рыбой раза в 3. А ведь в распоряжение конкурсантов были предоставлены спонсорами гораздо более массивные коряги, более соответствующие такой крупной и яркой рыбе...

5. Евгений Боровик - «Млечный путь»
Евгений Боровик - «Млечный путь»Оценивать и разбирать работу профессионального художника, каковым является автор данной работы, не просто. С одной стороны, требования к автору повышенные.  С другой – взгляд отдыхает на этом аквариуме, выполненном почти безукоризненно и стилистически, и композиционно. Здесь есть чему поучиться: автору не помешали ни стандартность искусственных коряг, ни сложность творчества в условиях постоянного «стояния над душой» судей и зрителей. Идеально воплощена идея умиротворяющего, тихого пейзажа, с подчеркнуто-плавными, горизонтальными линиями, символизирующими покой и равновесие. Но, тем не менее, я бы отметила здесь спорную работу с масштабом. На мой взгляд, контраст массивных коряг с невесомыми, парящими звездочками верхушек роталы грубоват. Также, к моему сожалению, к концу работы появилась белая дорожка, этакая дань  моде в аквариумном дизайне. Мне кажется, что она отвлекает  взгляд от основного композиционного центра, и вообще выглядит здесь чужеродно. Я в своих оценках поставила этот аквариум на 3-е место, что не помешало ему  победить на конкурсе. Еще раз благодарю Евгения Борового за прекрасную работу и поздравляю с победой!

6. Алексей Пашкевич - «Воспоминание о лете»
Алексей Пашкевич - «Воспоминание о лете»Вот так работают профессионалы. Автор уверенными чёткими движениями за 2 часа воплотил несколько простых и очень эффектных декоративных приемов, запустил рыб  и уехал – видимо, за то время пока конкурсанты вылизывали свои аквариумы, он успел оформить для своих клиентов еще пару-тройку таких же шедевров. Этот аквариум простоял в готовом виде самое большее количество времени – с вечера среды до самого закрытия выставки. Это был абсолютный пример для подражания всем профессиональным оформителям: без использования технически-сложных методик или дорогих декораций, с помощью достаточно простых в содержании растений и рыб, он создал трехмерную, выразительную и очень естественную картинку,  поражающую воображение большинства зрителей. С огромным отрывом этот аквариум взял приз зрительских симпатий, он же занял третье место по итогам работы жюри. Лично я выражаю автору огромный респект за такую профессиональную и очень ценную с коммерческой точки зрения работу, и буду ставить, прежде всего, именно ее в пример нашим оформителям. Хотя не сказать о минусах не могу. Опять мы наблюдаем альтернантеру в нереальных условиях – высотой 5 см, да еще и в тени под корягой. Но главным недостатком я вижу не это, а нарушение равновесия и осмысленности рисунка в расположении коряг. Благо, что центр был так сильно акцентирован уходящей в глубину перспективой и удивительным образом держащимися на диагонали крупными, сияющими неонами (дрессированные?!!), что эти огрехи периферическим зрением были и не заметны.

7. Павел Баутин - «Танец»
Павел Баутин - «Танец»Один из главных критериев, по которым я оцениваю оформления аквариумов, это уравновешенность и целостность композиции. Само понятие композиции  - это соединение частей в единое целое таким образом, чтобы получилось новая единица смысла, некая законченная субстанция, в которой нет ничего лишнего или ущербного… Этот аквариум стал для меня иллюстрацией идеального решения этой задачи. Автор добился абсолютного баланса, и при этом не потерял динамики и легкости. Действительно, это похоже на то состояние, которое бывает в стремительном танце в паре с умелым и внимательным партнером. Также, мое воображение поразили тонкие, нюансные переходы, кропотливо созданные вкраплением красноватой травы в гуще зеленой. Вообще, аквариум производил впечатление не созданного за один день на моих глазах, а вполне готового, естественно разросшегося аквариума, вдруг телепортированного из уютной и стильной гостиной…
Все это великолепие жутко портила чёрная труба с патрубком от фильтра. Больше придраться лично мне было не к чему.

8. Алёна Вершинина - «Жаркий полдень»
Алёна Вершинина - «Жаркий полдень»Автору вполне удалось передать ощущение утомительной душной жары, от которой некуда спрятаться даже в лесу. Деталь, которую я бы отметила как удачную – это рыжие стебли перистолистника, сочетающиеся с фоном. Остальная же, большая часть композиции выражала хаос и суету. Малиновое пятно, неуютно расположенное в левом нижнем углу, запутанное, несколько даже неряшливое переплетение коряг и кринума – все это создавало напряжение и тревогу. Возможно, это и было задумкой автора, вопрос только в том, оправдано ли использование такого неуютного образа для  аквариума.

9. Сергей Светличный - «Мангровый ритм»
У мэтра отечественного промышленного и веб-дизайна Артемия Лебедева в его замечательном «Ко-водстве» - учебном пособии для современных дизайнеров -  есть один любимый мною замечательный момент:

Автор уверен, что дизайн является решением задач, а не творчеством. Дизайнер, который считает, что дизайн — это когда надо сделать красиво, просто не понимает смысла профессии. …
В разделе о компании на сайте Студии Лебедева уже много лет написано: «Наша работа заключается в том, чтобы найти наиболее удобный, простой и красивый способ решения поставленной задачи, не потеряв по дороге смысл». В описании каждой работы в портфолио студии указывается задача, которая ставилась перед дизайнерами(
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/149/).

Сергей Светличный - «Мангровый ритм»Итак на 9-м аквариуме пришло время спустимся с небес на землю и вспомнить наконец ту задачу, которая была поставлена перед конкурсантами. А задача, благодаря стараниям организаторов конкурса, была поставлена предельно чётко, ясно и что ценно, заблаговременно. Те критерии, по которым жюри будет оценивать работы, были опубликованы на сайте всем на обозрение. Давайте ещё раз их вспомним на примере этой работы.

1. Умение аквадизайнера правильно использовать технические приспособления для того, чтобы создать наилучшие условия для здоровой жизни рыб и растений – 20 баллов.
2. Креативность (творческий подход, оригинальность) – 20 баллов.
3. Общее впечатление от композиции, её стилистическая завершенность и соответствие названию – 20 баллов.
4. Гармония рыб и планировки – 15 баллов: соответствуют ли планировке цвет, размер, манера плавать, экологические потребности рыб?
5. Подбор рыб и растений, их экологическая совместимость – 15 баллов.
6. Стабильность композиции в целом – 15 баллов.
7. Создание естественной природной атмосферы – 10 баллов.

На мой взгляд, из всех работ, именно эта наиболее чётко соответствовала всем критериям. Технические приспособления вполне годились для этого оформления – здесь (в отличие от многих соперников) не нужны ни СО2-система, ни дополнительный свет. Креативность была вполне проявлена, возможно, не на все 20 баллов, но уж на твёрдые 15…
Стилистическая завершенность и соответствие названию – на мой взгляд, практически 100-процентное… Гармония рыб и планировки, экологическая совместимость? Не вижу особых несоответствий… Стабильность в целом – высокая, это один из немногих аквариумов, способный к дальнейшему существованию без особых хлопот. Естественность природной атмосферы – опять же, пожалуй, это единственный аквариум, который имитировал натуральный подводный пейзаж (мангры), а не создавал иллюзию прогулок по лесам-лугам.
Для меня оказалось полной неожиданностью, когда при выставлении оценок эта работа по баллам вышла у меня в лидеры, так как сердце моё было отдано другому аквариуму. Но, проанализировав причину этого, я увидела, что автор грамотно подошел к решению конкретных, поставленных задач.
И каково же было мое удивление, когда после подведения итогов эта работа не оказалась в призах! На мой взгляд, это может означать только одно: судейство было чересчур субъективным, и даже сложная система критериев и градаций баллов не дала страховки от оценки по принципу «нравится - не нравится».
Хорошо это – или не очень – судить не мне. Но думаю, что на это стоит обратить пристальное внимание и участникам, и организаторам следующих конкурсов, внимательно проанализировать такую особенность поведения судей, и сделать выводы…

10. Светлана Кириллова - «Путь дерева: дарение жизни»
Светлана Кириллова - «Путь дерева: дарение жизни»Пытаясь корректно перевести название этой работы для Штефана Вальтера (Dennerle) мы с переводчицей сильно запнулись. Это название уже само по себе казалось вольным переводом то ли с китайского, то ли с японского, а после перевода на английский, да еще для немца звучало уже почти бессмысленно. Вообще, от этой работы у меня возникло смутное ощущение, что автор попал в ловушку собственной слегка переусложненной идеи, забыв, что основной потребитель его работы в данном случае не имеет возможности  долго и вдумчиво вникать в непростую идеологию. Но при этом композиционное решение было грамотно и вполне гармонично. Мне не понравилась заметная метричность  в расположении лавы, хотя видно, что автор стремился этого избежать, а также, криптокарины, прикрепленные вверху коряг без всякого питательного грунта. Но зато фантастически раскрашенные апистограммы здорово украшали пейзаж, и во многом «вытягивали» всю картинку. На мой взгляд, это был один из пяти лучших аквариумов. По итогам оценок он занял второе место.

Итак, я по своему личному впечатлению расставила аквариумы в следующем порядке:
7, 6, 5, 9, 10, 1, 3, 2, 8, 4.

Оценивая в рамках заданных критериев, я получила другую картину:
6, 7, 9, 10, 5…

По итогам конкурса места распределились так:

1 место – 5. Евгений Боровик
2 место – 10. Светлана Кириллова
3 место и Приз зрительских симпатий  -  6. Алексей Пашкевич

Ещё раз поздравляю всех победителей и участников! Надеюсь, встретимся на следующем конкурсе, и хотелось бы, чтобы он не заставил себя ждать.

Социальные сети
Рейтинг@Mail.ru