Форумы
 
Время работы магазинов
 


Цикл лекций о дизайне аквариума

  • Предисловие
  • Лекция 1 - Стиль
  • Лекция 2 - Композиция
  • Лекция 3 - Аквариум в интерьере
  • Лекция 2 - Композиция

    Не кажется ли Вам, что эти прямо противоположные по стилю картины написаны по одним законам композиции?

    Малевич

    Саврасов

    После того как Вы твердо решили, какую тематику будете разрабатывать в Вашем аквариуме, можно, наконец, перейти непосредственно к составлению композиции.

    Термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства. Слово это происходит от латинского Composition – соединение, составление частей в единое целое... и в этом самая суть и соль всего нижеизложенного.

    Если это определение чётко и прочно проникнет в ваше сознание, можно считать, что полдела сделано.

    В детстве мы собирали кубики с картинками, став чуть постарше, перешли к более сложным пазлам. Вспомните, как важно найти свое место каждому элементу, и как общая картинка не начнет читаться, пока все они не будут организованы в определённой последовательности.

    Хорошая законченная композиция абсолютно самодостаточна, и все элементы в ней зависимы друг от друга. Без ущерба для восприятия невозможно ни убрать из нее ни одного элемента, ни прибавить ни одной лишней детали. Более того. В ней даже нельзя ничего подвинуть или поменять местами. Если в вашем аквариуме вы с легкостью варьируете расположение пары коряг и камней, то значит, там нет композиции.

    Другими словами, становясь частью композиции, все элементы перестают быть отдельными частями.

    Композиции бывают не только визуальные. В музыкальной композиции Вы не слышите отдельные ноты, а воспринимаете всю мелодию. В интересной книге с гармоничным языком изложения Вы не замечаете букв и даже страниц, а погружаетесь в действие с головой, и в Вашем сознании возникают яркие зримые образы.
    Главная задача художника (оформителя) сделать так, чтобы мелодия его картины (аквариума) звучала.

    А сейчас я спешу разочаровать тех, кто ждет от главы о композиции готовой инструкции к действию – мол, вот сейчас мне по пунктам продиктуют, как сделать из моего аквариума шедевр.
    Конечно, без букваря мы не напишем даже «мама мыла раму». Но боюсь, качество композиции, её глубина и красота, а в конечном итоге – впечатление, которое производит она на зрителя, зависит не от того, насколько точно применены к ней формулы и правила, а от чувственности и дара её исполнителя. И это волшебство, которое и отличает искусство от ремесла, к сожалению, не поддаётся детальному сухому описанию.
    Но, как я уже говорила, чувство прекрасного можно тренировать и развивать. Здесь я приведу несколько упражнений для такой тренировки и несколько азбучных основ, без которых эти упражнения выполнять бессмысленно.

    2.1 - Элементы. Из чего состоит композиция?

    Вы, наверное, думаете, что из растений, коряг и камней?

    Нет. Из линий и пятен.

    Линии бывают прямые и кривые, горизонтальные, вертикальные, диагональные (динамические). Линии бывают самостоятельные (например, тонкие коряги или стебли) и зависимые (например, граница между синим фоном и горкой белых камней).

    Пятна бывают геометрические (прямоугольные, треугольные и округлые) и амёбообразные. А также четкие и размытые.

    У каждого вида объектов свои свойства, а значит, и свои задачи в композиции.

    Горизонталь – выражает состояние покоя. «Рожденный ползать - упасть не может».

    Вертикаль – выражает состояние напряжения и преодоление силы тяжести.

    Но и та, и другая – статичны.

    Линия в динамике – наклонена. Причем, движение в европейской культуре, воспитанной на чтении слева направо, также воспринимается слева направо.

    Если вашей задачей является передача образа тихого и уютного пейзажа, со спокойным настроением, не стоит увлекаться ярко-выраженными диагоналями, а основную линию сделать горизонтальной.

    Шишкин, "Лесное кладбище"

    Оливер Кнотт, Интерзоо-2006

    Такаси Амано

    Если же вы выбрали темой открытое, «летящее» пространство, диагонали будет очень востребованы.

    Более развернуто на тему направления линий и положения объектов рассказано у А. Лебедева тут http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/137/.

    Жёсткая линия – прямая. Мягкая линия – волнистая. Последнюю Уильям Хогарт, замечательный английский художник XVIII века, написавший «Анализ красоты» (рекомендую прочесть всем) назвал «змеевидной линией» или «линией красоты». Он отметил, что чем больше в объекте будет таких линий – тем данный объект эстетически привлекательнее. Доказать последнее не трудно. Женщина эстетичнее мужчины, лошадь (пожалуй, наиболее красивое четвероногое) – эстетичнее носорога или быка. Мягкую линию можно охарактеризовать как органическую, жесткую – как механическую. Кроме статического и динамического состояний есть еще хаос.

    Треугольник – фигура с внешней динамикой. Он никогда не бывает полностью статичен. Прямоугольник – фигура с внутренней динамикой (диагоналями). Круг – фигура концентрирующая внимание. Еще сильнее воздействую концентрические круги (под усиливающим влиянием ритма). (Алексей Фанталов.)

    Научитесь воспринимать аквариум не как вместилище аквариумных товаров и водных обитателей. Постарайтесь распознавать в нем формы и цвета достаточно отвлеченно. Осознайте, что не только сами объекты, но и их отсутствие, или границы между ними могут быть яркими элементами композиции.

    Зачастую проём между скалами выглядит значимее, чем сами скалы.

    Саврасов

    Аква Лого, 2006

    А можно направить взгляд скользить по яркой линии или границе между достаточно обширными контрастными объектами:

    Закат. Случайное фото.

    Аква Лого, 2003

    Такаси Амано

      ДЗ. Полистайте альбомы классической живописи. Если нет изданий с репродукциями, сходите в музей, найдите в Интернете в конце концов. Проанализируйте, какие объекты на холсте привлекают внимание в первую очередь.

    Какими же приемами можно добиваться эффекта целостности и выразительности композиции?

    Поговорим о самых очевидных: акцент, контраст, равновесие, золотое сечение, перспектива, ритм (рифма), соразмерность (масштаб)

    © Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого

    Социальные сети

    Рейтинг@Mail.ru