Форумы
 
Время работы магазинов
 

 

Цикл лекций о дизайне аквариума

  • Предисловие
  • Лекция 1 - Стиль
  • Лекция 2 - Композиция
  • Лекция 3 - Аквариум в интерьере
  • 2.5 - Равновесие

    Теперь «пляшем» от нашего центра как от печки, сосредоточив все своё внимание на равновесии.

    Уравновешенная композиция выглядит так, что не возникает ощущения, будто весь аквариум сейчас кувыркнется на бок.

    Если, разглядывая своё творение, вы постоянно наклоняете голову, значит, что-то в равновесии нарушено.

    Казалось бы, не мудрствуя лукаво, проще всего изобразить абсолютную симметрию. Ничто никуда не отклоняется, все прочно стоит на своих местах. Такие композиции тоже имеют право на существование и могут, при определённом мастерстве, выглядеть выразительно, но абсолютная статичность никогда не присуща природе и потому довольно суха и скучна.


    Аква Лого

    На первый взгляд, эта композиция симметрична, но «скучной» ее трудно назвать.

    Здесь мастерски применено сочетание устойчивой основы и динамичного контрастного рисунка камней и растений.

    Статичный треугольник + динамичное пятно

    А. Регель пишет:

    «…Крайним проявлением равновесия является симметрия, основной принцип регулярного стиля: тут однородные объекты размещаются в математическом порядке. Иррегулярная разбивка, отвергающая всякую математичность и всякое повторение, избегает симметрии, но без противовеса обойтись не может, а потому, не пользуясь однородными предметами, заменяет их объектами, приблизительно равносильными по статическому значению. Симметрия, повторяя объекты, требует подобия и полной соответственности, тогда как равновесие, которое Петцольд называет «скрытой симметрией», довольствуется сопоставлением. Главная же разница в том, что симметрия, будучи продуктом рассудка, удовлетворяет глаз, не касаясь воображения; равновесие же, будучи инстинктивною, этическою потребностью, успокаивает душу: без него лучший ландшафт испорчен и искажён - все кажется (и недаром), что чего-то не хватает...»

    Для природных систем характерно постоянное, непрерывное нахождение равновесия в движении, в ритме, в колебаниях. Поэтому ассиметричные композиции всегда более выразительны и выглядят более естественно.

    Айвазовский

    Левитан

    Для того чтобы понять, как уравновесить ассиметричную композицию, представьте себе самые обычные качели или рычажные весы.

    Тяжелый предмет уравновешивается легким, находящимся дальше от центральной оси.

    Ещё одним ярким образом может служить канатоходец с шестом. Длинный рычаг уравновешивает систему, делает ее более устойчивой. Наклоны шеста помогают канатоходцу удерживать тяжелое тело на канате.

    Для всех этих примеров характерно, что диагональ, направленная в бОльшую часть от центра, длиннее и выразительнее. Точно, как вектор массы балансира канатоходца.

    Конечно, говоря о весе элементов, мы подразумеваем не их физическую массу, а восприятие и ощущение. Так, белый камушек будет «легче» темно-зеленого шарика кладофоры, а коряги, имитирующие корни, «перетянут» такие же, но растущие вверх.

    Общим правилом будет то, что линии, направленные вверх облегчают картину, линии, направленные вниз – утяжеляют ее. Темные оттенки тяжелее светлых, глянцевая фактура легче матовой.

    Вспомните, как вы учились кататься на велосипеде. Для того, чтобы научиться находить равновесие, пришлось потратить ощутимые усилия и какое-то время. То же самое при оформлении аквариума. Не думайте, что первый же ваш опыт приведет к гениальным результатам. Тренируйтесь, пробуйте, придирчиво оценивайте результат и делайте выводы.

    © Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого

    Социальные сети
    Рейтинг@Mail.ru