Цикл лекций о дизайне аквариума
2.7 - Ритм и рифма
В визуальной композиции под ритмом понимают многократное повторение похожих, «рифмующихся» объектов в определенном, выразительном порядке.
|
|
Амано |
Шишкин |
Чем монотоннее ритм - тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности.
|
Но полное отсутствие или недостаток повторяющихся элементов создает беспорядочность или, наоборот, картину «очень одинокий петух».
Об этом необходимо помнить еще при подборе материалов оформления.
С одной стороны, фантазии оформителя должно хватать для того чтобы найти средства выражения своей идеи. Но не переусердствуйте с разнообразием, обязательно возьмите несколько похожих по форме, но немного разных по размеру растений, камней, или кораллов…
2.8 - Соразмерность
А. Регель пишет:
«Соразмерностью или «пропорциональностью» называется правильное, по количеству и величине, отношение составных частей к целому, деталей — к основной идее, побочных объектов — к главному. При излишнем обилии второстепенных предметов они не только мешают друг другу и обоюдно умаляют собственное значение, но вредят и тому объекту, которому они по-настоящему, служат только аксессуарными принадлежностям ми. В противоположность к загромождению, недочет в аксессуарах вызывает ощущение бедности, пробела. Чувство мерь дано, к сожалению, слишком немногим — даже далеко не каждому художнику; для полной оценки гармонической простоты — крайнего выражения искусства — требуется аристократическим вкус, тогда как природное влечение мещанства, т. е. громадного большинства, тяготеет к вычурности и переполнению, ради хвастливого чванства. С садами вдобавок поминутно повторяется вечная история лягушки, пыжащейся донельзя, чтобы помериться с волом: крошечные палисадники насильно лезут в сравнение с первостатейными садами, жиденькие лесочки копируют парки, игрушечные дачки наряжаются виллами во вкусе классического Рима или эпохи Ренессанса Эффект, достигаемый при таких условиях, всегда комичен; а между тем, при наличности меры, та же дача, тот же лесок, тот же миниатюрные садик могли бы стать уютным, прекрасным уголком...»
Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.
|
Эти два квадрата пропорциональны и соразмерны друг другу. Соотнощение их сторон 1:1,618, что соответствует золотому сечению. |
|
Здесь больший объект «давит» на меньший, делает его совсем незаметным, даже несмотря на яркий тоновой контраст. |
Так, в аквариумах мелкие рыбки - гуппи, неоны - выразительнее будут смотреться на фоне ажурной, тонкой листвы. А к крупнолистным эхинодорусам или анубиасам больше подойдут рыбы покрупнее – скалярии, радужницы. Для астронотусов, крупных попугаев и прочих больших рыб нужно подбирать соразмерные декорации: массивные коряги, камни.
Две коряги очень разного масштаба также не будут сочетаться в одном аквариуме.
|
Если Вы уж выбрали темой оформления затонувший корабль, будьте верной этой идее. Представьте себе, как корабль тонул, падал на дно и разваливался, и как кораллы и песок заносили его много-много лет... А потом Вы с аквалангом плыли и случайно нашли его... И сразу отпадет желание положить раковину размером в пол-корабля. И все остальные декорации будет проще подбирать в масштабе к создаваемой сцене.
|
|
- ДЗ по итогам темы «Композиция».
Возьмите ножницы, цветную бумагу и белый лист А4. Из цветной бумаги вырежьте 10-15 геометрических фигур разного размера, формы и цвета. Составьте абстрактную гармоничную композицию на белом фоне. Подсказка: это получится не с первого раза. Складывайте, разбирайте, складывайте снова. Когда почувствуете, что композиция стала целостной и законченной – наклейте цветной кусочки бумаги на лист.
© Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого