Цикл лекций о дизайне аквариума
Лекция 2 - Композиция
Не кажется ли Вам, что эти прямо противоположные по стилю картины написаны по одним законам композиции?
Малевич |
Саврасов |
После того как Вы твердо решили, какую тематику будете разрабатывать в Вашем аквариуме, можно, наконец, перейти непосредственно к составлению композиции.
Термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства. Слово это происходит от латинского Composition – соединение, составление частей в единое целое... и в этом самая суть и соль всего нижеизложенного.
Если это определение чётко и прочно проникнет в ваше сознание, можно считать, что полдела сделано.
В детстве мы собирали кубики с картинками, став чуть постарше, перешли к более сложным пазлам. Вспомните, как важно найти свое место каждому элементу, и как общая картинка не начнет читаться, пока все они не будут организованы в определённой последовательности.
Хорошая законченная композиция абсолютно самодостаточна, и все элементы в ней зависимы друг от друга. Без ущерба для восприятия невозможно ни убрать из нее ни одного элемента, ни прибавить ни одной лишней детали. Более того. В ней даже нельзя ничего подвинуть или поменять местами. Если в вашем аквариуме вы с легкостью варьируете расположение пары коряг и камней, то значит, там нет композиции.
Другими словами, становясь частью композиции, все элементы перестают быть отдельными частями.
Композиции бывают не только визуальные. В музыкальной композиции Вы не слышите отдельные ноты, а воспринимаете всю мелодию. В интересной книге с гармоничным языком изложения Вы не замечаете букв и даже страниц, а погружаетесь в действие с головой, и в Вашем сознании возникают яркие зримые образы.
Главная задача художника (оформителя) сделать так, чтобы мелодия его картины (аквариума) звучала.
А сейчас я спешу разочаровать тех, кто ждет от главы о композиции готовой инструкции к действию – мол, вот сейчас мне по пунктам продиктуют, как сделать из моего аквариума шедевр.
Конечно, без букваря мы не напишем даже «мама мыла раму». Но боюсь, качество композиции, её глубина и красота, а в конечном итоге – впечатление, которое производит она на зрителя, зависит не от того, насколько точно применены к ней формулы и правила, а от чувственности и дара её исполнителя. И это волшебство, которое и отличает искусство от ремесла, к сожалению, не поддаётся детальному сухому описанию.
Но, как я уже говорила, чувство прекрасного можно тренировать и развивать. Здесь я приведу несколько упражнений для такой тренировки и несколько азбучных основ, без которых эти упражнения выполнять бессмысленно.
2.1 - Элементы. Из чего состоит композиция?
Вы, наверное, думаете, что из растений, коряг и камней?
Нет. Из линий и пятен.
Линии бывают прямые и кривые, горизонтальные, вертикальные, диагональные (динамические). Линии бывают самостоятельные (например, тонкие коряги или стебли) и зависимые (например, граница между синим фоном и горкой белых камней).
Пятна бывают геометрические (прямоугольные, треугольные и округлые) и амёбообразные. А также четкие и размытые.
У каждого вида объектов свои свойства, а значит, и свои задачи в композиции.
Горизонталь – выражает состояние покоя. «Рожденный ползать - упасть не может». | |
Вертикаль – выражает состояние напряжения и преодоление силы тяжести. Но и та, и другая – статичны. | |
Линия в динамике – наклонена. Причем, движение в европейской культуре, воспитанной на чтении слева направо, также воспринимается слева направо. |
Если вашей задачей является передача образа тихого и уютного пейзажа, со спокойным настроением, не стоит увлекаться ярко-выраженными диагоналями, а основную линию сделать горизонтальной.
Шишкин, "Лесное кладбище" |
Оливер Кнотт, Интерзоо-2006 |
Такаси Амано |
Если же вы выбрали темой открытое, «летящее» пространство, диагонали будет очень востребованы.
Более развернуто на тему направления линий и положения объектов рассказано у А. Лебедева тут http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/137/.
Жёсткая линия – прямая. Мягкая линия – волнистая. Последнюю Уильям Хогарт, замечательный английский художник XVIII века, написавший «Анализ красоты» (рекомендую прочесть всем) назвал «змеевидной линией» или «линией красоты». Он отметил, что чем больше в объекте будет таких линий – тем данный объект эстетически привлекательнее. Доказать последнее не трудно. Женщина эстетичнее мужчины, лошадь (пожалуй, наиболее красивое четвероногое) – эстетичнее носорога или быка. Мягкую линию можно охарактеризовать как органическую, жесткую – как механическую. Кроме статического и динамического состояний есть еще хаос.
Треугольник – фигура с внешней динамикой. Он никогда не бывает полностью статичен. Прямоугольник – фигура с внутренней динамикой (диагоналями). Круг – фигура концентрирующая внимание. Еще сильнее воздействую концентрические круги (под усиливающим влиянием ритма). (Алексей Фанталов.)
Научитесь воспринимать аквариум не как вместилище аквариумных товаров и водных обитателей. Постарайтесь распознавать в нем формы и цвета достаточно отвлеченно. Осознайте, что не только сами объекты, но и их отсутствие, или границы между ними могут быть яркими элементами композиции.
Зачастую проём между скалами выглядит значимее, чем сами скалы. |
Саврасов |
Аква Лого, 2006 |
А можно направить взгляд скользить по яркой линии или границе между достаточно обширными контрастными объектами:
Закат. Случайное фото. |
Аква Лого, 2003 |
Такаси Амано |
- ДЗ. Полистайте альбомы классической живописи. Если нет изданий с репродукциями, сходите в музей, найдите в Интернете в конце концов. Проанализируйте, какие объекты на холсте привлекают внимание в первую очередь.
Какими же приемами можно добиваться эффекта целостности и выразительности композиции?
Поговорим о самых очевидных: акцент, контраст, равновесие, золотое сечение, перспектива, ритм (рифма), соразмерность (масштаб)…
© Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого